Ю.В. Андропов. Страницы жизни.

Год выпуска 1985
Автор сценария и режиссер Олег Уралов
Киностудия ЦСДФ

Фильм, посвящённый советскому партийному и государственному деятелю Ю. В. Андропову, отображает основные этапы его биографии на фоне истории страны. В фильме использованы материалы Центрального государственного архива кинофотодокументов СССР, киноархива КГБ СССР, кинохроники Эстонской ССР, киноархива ВНР, фото- и киносъёмки (в т. ч. синхр. ) Ю. В. Андропова, фотографии его родителей и родственников.

Документальный фильм, неожиданно человечный для «мемориально-официозного» жанра начала 80-х годов. Выпущен через несколько месяцев после прихода к власти М. С. Горбачёва и интересен как моментальный снимок не только состояния советской документалистики того времени, но и пропагандистских шаблонов ранней перестройки. Он также позволяет провести параллель между реформами Ю. В. Андропова и первыми шагами М. С. Горбачёва на посту Генерального секретаря ЦК КПСС.

 

от автора:

9 февраля 1984 года умер Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Владимирович Андропов. На следующий день было опубликовано Постановление ЦК “об организации похорон и увековечивании памяти Ю.В.Андропова” (кажется, так). Тогда я не думал, что это как-то  затронет мою жизнь и творческую судьбу.

Через несколько дней вызывает меня к себе директор ЦСДФ Д.Сарычев и говорит: “Олег, вот тут надо снять фильм о Юрии Владимировиче. Сделай пожалуйста.” Первой моей реакцией было: “да, что же я о нем знаю… “шкаф железный” “ничего, тебе помогут” – был ответ. Я был весьма удивлен, что мне, в то время режиссеру “средней руки”, хотя и секретарю партийной организации, предложили сделать этот фильм. Ведь на Центральной студии документальный фильмов только группа привилигерованных режиссеров и операторов по заданию ЦК сотворяли фильмы по ленинской и партийной тематике, о съездах КПСС. А затем почти автоматически получали за них Ленинские и Государственные премии. На ЦСДФ это было почетно, престижно и выгодно. Я понимал, что директор прежде всего разговаривал с ними. Значит они отказались?! Лишь к окончанию производства фильма я начал понимать причину их отказа…  Самому мне даже в голову не приходило отказываться, я был в “простое” – без работы, во вторых, партийная дисциплина, и к тому же я уже тогда понимал, что идеи и судьбоносные предложения приходят совсем не от тех, кто их озвучивает.

Результаты труда нашей съемочной группы вы увидите на экране. Мне тут добавить нечего. Скажу лишь о том, что в этом фильме было впервые в советской кинематографии. С помощью наших консультантов удалось преодолеть табу и снять семью генерального секретаря. Жену Татьяну Филипповну, дочь Ирину и сына Игоря, с которым я потом долгое время поддерживал дружеские отношения. Я беседовал со многими соратниками Ю.В. по работе в ЦК и службе в КГБ. Узнал от них много интересного, часть использовал в фильме. В.А.Крючков и Г.А.Арбатов  рассказали мне, что Юрий Владимирович писал стихи, что для меня было полной неожиданностью и для зрителей, полагаю, тоже. Сенсацией была и демонстрация в нашем фильме служебных съемок коллегии КГБ, которые удалось получить с помощью В.М.Чебрикова и Ф.Д.Бобкова. Наши консультанты были умные, воспитанные люди. Конечно, отпечаток профессии оттенял их доброжелательность, проявленную к нам. Мои просьбы и запросы, хотя, наверное, и показались им необычными и чрезмерными, были ими выполнены, и я благодарен им за это.

Возвращаясь к воспоминаниям тех лет, я не могу не задаться вопросом: как эти умные и решительные люди, обладающие к тому же большими властными полномочиями, позволили развалить Союз?! Очевидно, в то переломное время среди них не оказалось сильного лидера, каким, несомненно, был Ю.В.Андропов…

Создавая фильм мы не лукавили и не “держали фигу в кармане”. Конечно, мы пользовались только открытыми в то время материалами, и хотя в последующие годы были ТВ передачи и публикации с “новым взглядом” на деятельность Ю.В., но не все так однозначно, как кажется их авторам. Если Вы уж беретесь судить о человеке, то оценивайте его в тех условиях, в которые он был поставлен судьбой. Так как будто вы сами были на его месте. Должен сказать, что такой подход, когда ты пытаешься понять жизнь человека, события, которые он пережил, его поступки и их смысл, оказывает на  автора документалиста столь глубокое влияние, что ты еще долгое время пытаешься оценить все с его позиции и даже говоришь его фразами.

Я не знал Юрия Владимировича при его жизни, но его образ, который сложился в картине вызывает у нас, создателей фильма, знаю что и у зрителей, чувства глубокого уважения и симпатии. Это был интеллигентный, мудрый и волевой человек. Жаль, что он так поздно пришел к руководству страной и так не долго возглавлял ее. Светлая память.

P.S.
Вначале 85 года от нас стали требовать под угрозой партийного воздействия,  чтобы мы как можно быстрее закончили фильм и сдали его. В Кремле шла борьба за власть, отголоски ее таким образом доносились до нас. К тому времени я уже осознал мудрость старших коллег отказавшихся от создания картины о Ю.В., и понимал, что стоит мне сдать фильм, как его тут же упрячут на полку в архиве, как это было с фильмами о предыдущих Генеральных секретарях. К тому же, информированные консультанты из КГБ поддерживали меня и предлагали не торопиться… Когда возглавил страну М.С.Горбачев, мы быстро закончили фильм, и он был показан по ЦТ 15 июня 1985 года в день рождения Юрия Владимировича.

У фильма “Ю.В.Андропов страницы жизни” была хорошая прокатная судьба. Его широко показывали не только в Союзе, но и в других странах. Его до сих демонстрируют по телевидению и широко цитируют в других фильмах и передачах, часто без ссылок на авторов фильма.

Фильм получил Гран-при V Всесоюзного фестиваля в Алма-Ате, а члены съемочной группы были награждены не только Государственной премией СССР, но премией КГБ СССР в области литературы и искусства.

Все это было в другое время и в другой стране.